ТЕМА: "СИМВОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ И ФУНКЦИИ В ПАСКАЛЕ"

Ход урока.

I. Анализ зачетной работы.

II. Новая тема.

Вспомним структуру данных в Паскале.

Тип STRING присущ только Турбо Паскалю и означает текстовую переменную. Ее запись:
VAR A:STRING:[N]; где N - максимальная длина текстовой переменной.

Ввод текстовых переменных:
READ (A);
A='ТЕКСТ'

Операции и функции:

  1. Две стринговые переменные можно складывать:

    program ttt;
    var a,b,c: srting[40];
    begin
    a:='программирование';
    b:=' на Паскале';
    c:=a+b;
    write (c);
    end.
  2. LENGTH(переменная), определяет длину символьной переменной

    k:=length(a);
  3. COPY(A,K,L) выделяет из строки заданную подстроку, где
    A - стринговая переменная;
    K - начальная позиция с которой начинается подстрока;
    L - количество рассматриваемых позиций.
  4. INSERT(X,A,L) вставка подстроки в строку
    X - вставляемый фрагмент
    A - стринговая переменная, куда вставляется фрагмент
    L - позиция вставки
  5. STR(X,A) преобразует число X в строку A
  6. POS(X,A) находит в строке A подстроку X (позицию вхождения). Результат выполнения функции - целое число.
  7. DELETE(X,A,L) удаление L символов из строки X, где
    X - стринговая переменная;
    A - позиция удаления;
    L - количество удаляемых символов.
  8. CONCAT(S1,S2,...,SN) сцепление строк S1,S2,...,SN
  9. VAL(A,X,C) преобразование строки A в число переменной X.
    Если параметр C содержит 0, значит преобразование прошло успешно,
    в противном случае С содержит номер позиции в строке A, где обна-
    ружен неверный символ.
  10. UPCASE(B) функция типа char, преобразует латинские строчные буквы в заглавные.

Пример 1.

program p1;
uses crt;
var x:real; y:integer; c,z:char;
s,s1,s2,s3,s4,s5:string;
begin
clrscr;
s2:='круговорот';
writeln('длина слова круговорот', length(s2));
s:=concat('12','345');
writeln(s);
s1:=copy(s,3,2);
writeln(s1);
y:=pos('рот',s2);
writeln(y);
z:=upcase(c);
writeln(z);
delete(s2,3,6);
writeln(s2);
insert('abc',s2,3);
writeln(s2);
end.

III. Практическая работа на ЭВМ.

  1. Проанализируйте устно, что должно быть на экране после выполнения программы (пример 1)? Ответы запишите карандашом против каждой строки вывода на экран.
  2. Загрузите Паскаль, вызвать с диска c:\tp7\string1.pas.
  3. Выполните программу. Сравните полученные вами ответы с ответами на ЭВМ.
  4. Составьте программы для решения задач:

Задача 1. В заданном тексте везде заменить слово мир на слово римлянин.

IV. Домашнее задание.

  1. Выучить конспект.
  2. Решение задач.

    Задача №1. В заданном тексте удалить часть текста, заключенную в скобки (вместе со скобками).
    Задача №2. В тексте убрать лишние пробелы между словами, оставив по одному.
Hosted by uCoz

к оглавлению     на домашнюю