ТЕМА: "ОПЕРАТОРЫ ПАСКАЛЯ: ПРИСВАИВАНИЯ, ВВОДА-ВЫВОДА ДАННЫХ".

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

а) Вопросы к учащимся:
История развития Паскаля.
Алфавит языка Паскаль.
Структура Паскаль программы.
Назовите типы данных.
Как загрузить Паскаль?
Как запустить программу на выполнение?
Основные команды меню.
Отличие интегрированной среды Турбо Паскаль от Турбо Бейсика.

б) Исправьте синтаксические ошибки:
PROGRAM PRIMER 1;
VAR L2,3J INTEGER
R REAL;
BEGIN
3J=3E-01
READ (I1, I2)
I1+I2+I3:=R
WRITELN R
END;

в) Проверка домашнего задания

I. Запишите следующие числа по правилам записи чисел в языке Паскаль:

Задание
Ответ
Задание
Ответ
0,00237*105 0.00237E5 257 257
-125,87 -125.87 200 000 200 000
+79 +79 0,1 0,1
87*1010 87*E10 0,4*10-5 0.4E-5
103 1E3 -10-10 -10E-10

II. Какие из приведенных ниже чисел определяют одно и то же значение:
Ответ: 1, 3, 3, 6, 8, 10

III. Cоставьте из символов X и 7 все возможные идентификаторы, состоящие из трех символов.
Ответ: XXX, XX7, X7X, X77.

IV. Какие идентификаторы (имя какого-либо элемента программы (константы, переменной, типа, процедуры или функции)) являются правильными:
Ответ: 1, 4, 6, 8, 9, 11

II. Новый материал

1. Оператор присваивания.

Оператор присваивания придает переменной конкретное значение, например: x:=2; y:=5.
Присваивание заполняет участок памяти, отведенный для переменной, новым значением, одновременно уничтожая старое. Поскольку задача любой программы - получить в определенном месте памяти нужное значение, редкая программа обходится без оператора присваивания.

Присваивать можно значение другой переменной или результат вычисления арифметического выражения.
a:=b; a:=b+c; x:=y+2-z.

Общая схема оператора присваивания такова: имя := выражение

2. Оператор ввода данных.

Мало программ обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.
Ввод данных с клавиатуры дисплея выполняется оператором READ (список переменных), где список переменных - последовательность имен переменных, разделенных запятыми.

При выполнении оператора READ программа останавливается и ждет, пока информация не будет введена с клавиатуры. Вводимая информация разделяется пробелами или нажатием клавиши "Enter". Заканчивают ввод всегда клавишей Enter.

Дополнительный оператор ввода - READLN (список переменных).
После ввода данных происходит переход на следующую строку.

3. Оператор вывода данных.

Вывод данных на экран дисплея выполняется оператором WRITE (список печати)
Элементами списка могут быть: переменные, числа, выражения, текст, заключенный ' ', элементы списка отделяются друг от друга запятой.

Оператор WRITELN отличается от WRITE тем, что после вывода всех значений переводит курсор в начало следующей строки.

Примеры.

  1. WRITE('Ответ=', Y)
  2. WRITE('Ответ=', 2*3.14/(1.34+56.3))

    В операторе вывода можно задать формат вывода.
    WRITE(X:N:M)
    x- переменная вещественного типа
    n- выражения целого типа, характеризующие ширину поля вывода
    m-число будет выводиться с m знаками после запятой

    Примеры.

  3. WRITE('A=', A:2, 'B=',B:3,'C=',C:1)
  4. WRITELN(A, B); WRITE(C)
  5. WRITELN(A<B:7)
  6. WRITE(Y:5:3, X:7:2)

4. Модуль CRT.

В Паскале под модулем чаще всего понимают комплекс подпрограмм, который находится в отдельном файле и может быть использован другими программами.

Каждый модуль выглядит как отдельная Паскаль программа.

В Турбо Паскале имеется 8 стандартных модулей: SYSTEM, OVERLAY, GRAPH, STRING, DOS, CRT, PRINTER, WinDos - в файле TURBO.TPL.

Модуль CRT - в нем сосредоточены процедуры и функции, обеспечивающие управление текстовым режимом работы экрана.

№№
Процедуры и функции
Назначение
1 CLREOL Удаляет все символы, начиная от позиции курсора до конца строки, без перемещения курсора
2 CLRSCR Очищает экран и помещает курсор в верхний левый угол
3 DELAY Приостанавливает выполнение программы на указанное в миллисекундах время
4 DELLINE Удаляет строку, в которой находится курсор, и перемещает все расположенные ниже строки на одну строку вверх
5 GOTOXY (a,b) Устанавливает курсор в позицию экрана с координатами (X,Y)
6 HighVideo Устанавливает повышенную яркость символов
7 InsLine Вставляет пустую строку на месте расположения курсора
8 KeyPressed Возвращает значение TRUE, если клавиша на клавиатуре нажата, и FALSE - в противном случае
9 LowVideo Выключает повышенную яркость символов
10 NormVideo Устанавливает стандартную яркость символов
11 NoSound Выключает внутренний динамик
12 ReadKey Cчитывает символ с клавиатуры
13 Sound Включает внутренний динамик
14 TextBackground (N) Устанавливает цвет фона
15 TextColor (N) Устанавливает цвет символов
16 TextMode Устанавливает конкретный текстовый режим
17 Window (a1,b1,a2,b2) Отображает на экране текстовое окно

Пример.
PROGRAM A;
USES CRT;
BEGIN
CLRSCR;
GOTOXY (10,10);
WRITELN('Мы изучает Турбо-Паскаль');
END.

5. Выражения и функции в Паскале.

В ТП 7.0 все операции делятся на: математические, логические, операции с символами и строкам, операции над множествами, операции отношения, операции получения адреса.

Математические операции:
+, - (сложение, вычитание, результат м.б. целым)
*, / (умножение, деление, результат только вещественное число)
DIV - деление нацело (A DIV B, A и B - целые числа, результат - целое число)
MOD - остаток от деления.
Приоритет выполнения математических операций:
Функции, операции в скобках.
*, /, DIV, MOD
+, -
>, <, =, <>, >=, <=,=.

Таблица основных встроенных функций (математические функции)

Функция
Назначение
Тип аргумента
Тип функции
1 ABS(X) Вычисление абсолютного значениия X REAL
INTEGER
REAL
INTEGER
2 COS(X) Вычисление косинуса X REAL
INTEGER
REAL
REAL
3 SIN(X) Вычисление синуса X REAL
INTEGER
REAL
REAL
4 ARCTAN(X) Вычисление арктангенса X REAL
INTEGER
REAL
REAL
5 EXP(X) Вычисление экспоненты X REAL
INTEGER
REAL
REAL
6 LN(X) Вычисление натурального логарифма X REAL
INTEGER
REAL
REAL
7 SQR(X) Вычисление квадрата X (X*X) REAL
INTEGER
REAL
INTEGER
8 SQRT(X) Вычисление квадратного корня из X REAL
INTEGER
REAL
REAL
9 TRUNC(X) Нахождение целой части X (путем отбрасывания дробной части числа X) REAL
INTEGER
INTEGER
INTEGER
10 FRAC(X) Нахождение числа, равного дробной части числа X REAL
INTEGER
REAL
REAL
11 INT(X) Нахождение целой части X (целая часть числа INT - это ближайшее меньшее целое число) REAL
INTEGER
INTEGER
INTEGER
12 ROUND(X) Округление X в сторону ближайшего целого REAL
INTEGER
INTEGER
INTEGER
13 RANDOM(X) Нахождение случайного числа от 0 до X INTEGER REAL
14 ODD(X) TRUE, если X - нечетноеFALSE INTEGER BOOLEAN

Возведение в степень
Y=XN
LN Y=LN X N
LN Y=N *LN X
Y=EN*LN X
Y:=EXP(N*LN(X))

Пример 1. Составить программу для вычисления выражения:

Пример 2. Вычислить значения выражений, если A=2,5; B=7,8; C=-17,3; M=5; X=8,7; E=TRUE.
а). (A+B)/C*M; Ответ: -2.98
б). 2+x*x/(x+(a+b)/5); Ответ: 9.03
в). (a<b) and (x+a<b) or (c<m) or e; Ответ: true

III. Практическая работа на ЭВМ.

Составить программы для примеров 1 и 2.

IV. Домашнее задание.

  1. Выучить конспект.
  2. Составить программы для вычисления выражений, если: A=5.23; B=7,46; C=-57; X=98,7; X3=8,7; Y=4,3; D=4,78.


Hosted by uCoz

к оглавлению     на домашнюю