ТЕМА: "ОПЕРАТОРЫ ПАСКАЛЯ: ПРИСВАИВАНИЯ, ВВОДА-ВЫВОДА ДАННЫХ".
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
а) Вопросы к учащимся:
История развития Паскаля.
Алфавит языка Паскаль.
Структура Паскаль программы.
Назовите типы данных.
Как загрузить Паскаль?
Как запустить программу на выполнение?
Основные команды меню.
Отличие интегрированной среды Турбо Паскаль от Турбо Бейсика.
б) Исправьте синтаксические
ошибки:
PROGRAM PRIMER 1;
VAR L2,3J INTEGER
R REAL;
BEGIN
3J=3E-01
READ (I1, I2)
I1+I2+I3:=R
WRITELN R
END;
в) Проверка домашнего
задания
I. Запишите следующие
числа по правилам записи чисел в языке Паскаль:
Задание |
Ответ |
Задание |
Ответ |
0,00237*105 | 0.00237E5 | 257 | 257 |
-125,87 | -125.87 | 200 000 | 200 000 |
+79 | +79 | 0,1 | 0,1 |
87*1010 | 87*E10 | 0,4*10-5 | 0.4E-5 |
103 | 1E3 | -10-10 | -10E-10 |
II. Какие из приведенных
ниже чисел определяют одно и то же значение:
Ответ: 1, 3, 3, 6, 8,
10
III. Cоставьте из
символов X и 7 все возможные идентификаторы, состоящие из трех
символов.
Ответ: XXX, XX7, X7X, X77.
IV. Какие идентификаторы
(имя какого-либо элемента программы (константы, переменной, типа, процедуры или
функции)) являются правильными:
Ответ: 1, 4, 6, 8, 9, 11
II. Новый материал
1. Оператор присваивания.
Оператор присваивания
придает переменной конкретное значение, например: x:=2; y:=5.
Присваивание
заполняет участок памяти, отведенный для переменной, новым значением,
одновременно уничтожая старое. Поскольку задача любой программы - получить в
определенном месте памяти нужное значение, редкая программа обходится без
оператора присваивания.
Присваивать можно значение
другой переменной или результат вычисления арифметического выражения.
a:=b;
a:=b+c; x:=y+2-z.
Общая схема оператора присваивания такова: имя := выражение
2. Оператор ввода данных.
Мало программ обходятся без
ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные
результаты.
Ввод данных с клавиатуры дисплея выполняется оператором READ
(список переменных), где список переменных - последовательность имен переменных,
разделенных запятыми.
При выполнении оператора READ программа останавливается и ждет, пока информация не будет введена с клавиатуры. Вводимая информация разделяется пробелами или нажатием клавиши "Enter". Заканчивают ввод всегда клавишей Enter.
Дополнительный оператор
ввода - READLN (список переменных).
После ввода данных происходит переход на
следующую строку.
3. Оператор вывода данных.
Вывод данных на экран
дисплея выполняется оператором WRITE (список печати)
Элементами списка могут
быть: переменные, числа, выражения, текст, заключенный ' ', элементы списка
отделяются друг от друга запятой.
Оператор WRITELN отличается от WRITE тем, что после вывода всех значений переводит курсор в начало следующей строки.
Примеры.
4. Модуль CRT.
В Паскале под модулем чаще всего понимают комплекс подпрограмм, который находится в отдельном файле и может быть использован другими программами.
Каждый модуль выглядит как отдельная Паскаль программа.
В Турбо Паскале имеется 8 стандартных модулей: SYSTEM, OVERLAY, GRAPH, STRING, DOS, CRT, PRINTER, WinDos - в файле TURBO.TPL.
Модуль CRT - в нем сосредоточены процедуры и функции, обеспечивающие управление текстовым режимом работы экрана.
№№ |
Процедуры и функции |
Назначение |
1 | CLREOL | Удаляет все символы, начиная от позиции курсора до конца строки, без перемещения курсора |
2 | CLRSCR | Очищает экран и помещает курсор в верхний левый угол |
3 | DELAY | Приостанавливает выполнение программы на указанное в миллисекундах время |
4 | DELLINE | Удаляет строку, в которой находится курсор, и перемещает все расположенные ниже строки на одну строку вверх |
5 | GOTOXY (a,b) | Устанавливает курсор в позицию экрана с координатами (X,Y) |
6 | HighVideo | Устанавливает повышенную яркость символов |
7 | InsLine | Вставляет пустую строку на месте расположения курсора |
8 | KeyPressed | Возвращает значение TRUE, если клавиша на клавиатуре нажата, и FALSE - в противном случае |
9 | LowVideo | Выключает повышенную яркость символов |
10 | NormVideo | Устанавливает стандартную яркость символов |
11 | NoSound | Выключает внутренний динамик |
12 | ReadKey | Cчитывает символ с клавиатуры |
13 | Sound | Включает внутренний динамик |
14 | TextBackground (N) | Устанавливает цвет фона |
15 | TextColor (N) | Устанавливает цвет символов |
16 | TextMode | Устанавливает конкретный текстовый режим |
17 | Window (a1,b1,a2,b2) | Отображает на экране текстовое окно |
Пример.
PROGRAM
A;
USES CRT;
BEGIN
CLRSCR;
GOTOXY (10,10);
WRITELN('Мы изучает
Турбо-Паскаль');
END.
5. Выражения и функции в Паскале.
В ТП 7.0 все операции делятся на: математические, логические, операции с символами и строкам, операции над множествами, операции отношения, операции получения адреса.
Математические операции:
+, - (сложение, вычитание, результат м.б. целым)
*, /
(умножение, деление, результат только вещественное число)
DIV - деление
нацело (A DIV B, A и B - целые числа, результат - целое число)
MOD - остаток
от деления.
Приоритет выполнения математических операций:
Функции,
операции в скобках.
*, /, DIV, MOD
+, -
>, <, =, <>, >=,
<=,=.
Таблица основных встроенных
функций (математические функции)
№
|
Функция |
Назначение |
Тип
аргумента |
Тип
функции |
1 | ABS(X) | Вычисление абсолютного значениия X | REAL INTEGER |
REAL INTEGER |
2 | COS(X) | Вычисление косинуса X | REAL INTEGER |
REAL REAL |
3 | SIN(X) | Вычисление синуса X | REAL INTEGER |
REAL REAL |
4 | ARCTAN(X) | Вычисление арктангенса X | REAL INTEGER |
REAL REAL |
5 | EXP(X) | Вычисление экспоненты X | REAL INTEGER |
REAL REAL |
6 | LN(X) | Вычисление натурального логарифма X | REAL INTEGER |
REAL REAL |
7 | SQR(X) | Вычисление квадрата X (X*X) | REAL INTEGER |
REAL INTEGER |
8 | SQRT(X) | Вычисление квадратного корня из X | REAL INTEGER |
REAL REAL |
9 | TRUNC(X) | Нахождение целой части X (путем отбрасывания дробной части числа X) | REAL INTEGER |
INTEGER INTEGER |
10 | FRAC(X) | Нахождение числа, равного дробной части числа X | REAL INTEGER |
REAL REAL |
11 | INT(X) | Нахождение целой части X (целая часть числа INT - это ближайшее меньшее целое число) | REAL INTEGER |
INTEGER INTEGER |
12 | ROUND(X) | Округление X в сторону ближайшего целого | REAL INTEGER |
INTEGER INTEGER |
13 | RANDOM(X) | Нахождение случайного числа от 0 до X | INTEGER | REAL |
14 | ODD(X) | TRUE, если X - нечетноеFALSE | INTEGER | BOOLEAN |
Возведение в степень
Y=XN
LN Y=LN X N
LN Y=N *LN X
Y=EN*LN X
Y:=EXP(N*LN(X))
Пример 1. Составить программу для вычисления выражения:
Пример 2. Вычислить
значения выражений, если A=2,5; B=7,8; C=-17,3; M=5; X=8,7; E=TRUE.
а).
(A+B)/C*M; Ответ: -2.98
б). 2+x*x/(x+(a+b)/5); Ответ: 9.03
в). (a<b)
and (x+a<b) or (c<m) or e; Ответ: true
III. Практическая работа на ЭВМ.
Составить программы для примеров 1 и 2.
IV. Домашнее
задание.